Кибер Будда 2.0 post-industrial | electro-industrial | experimental electronic | rhythmic noise | trance
t_error 404 — уникальный московский пост-индустриальный проект, успешно ведомый уже более десятилетия Владимиром Черепановым, который часто называет себя denoizer’ом. Следует отметить, что сей лаконичный псевдоним отлично подходит опытному творцу, потому что музыкант занимается именно препарированием синтетического звука, его пристальным изучением, анализом и преобразованием. Мы имеем дело не с очередной заурядной танцевальной аггротех-группой, а с настоящей жанровой одиссеей, охватывающей если не все, то очень многие стили актуальной экспериментальной электроники: пульсирующий чистой энергией бади-саунд соседствует с ритмичными шумовыми вставками, футуристический электро-индастриал уживается с эмбиентными переливами и "летучими" трансовыми номерами. Всё это добро подается под необычным идеологическим соусом из кибер-буддизма. Короче говоря, ребята, тут с первого раза не разберешься, поэтому читайте нижеизложенное интервью, где мы постараемся разложить всё по полочкам.
Сперва пусть Володя расскажет немного о названии своего проекта.
t_404: Когда я подбирал название для проекта, какого-то особого смысла в него не вкладывал, просто понравилось сочетание (хотя сейчас оно уже воспринимается куда более банально). Я люблю иногда манипулировать буквами и символами, комбинируя их таким образом, чтобы полученная языковая конструкция обретала новые интересные трактовки. Например, "Boddhicheater" с нового альбома — это аллюзия на Бодхичитту ("Просветленное сознание (ум)" согласно буддизму махаяны), однако, заменив "читту" на "читтера", получаем своего рода "хакера просветления". С t_error 404 всё вроде бы гораздо менее замысловато и, честно говоря, данная комбинация с момента появления проекта стала уже порядком изъезженной. Но не так давно я усмотрел и в нём некий свежий, в чём-то даже кибербуддийский контекст. t_error часто используется в программировании как функция вывода об ошибке. В то же время, если убрать "_", получается "террор". Терроризм — это тоже своего рода ошибка, сигнализирующая, что в системе что-то идёт не так. "404" в коде ошибки означает "не найдено". Так что можно рассматривать t_error 404 как некую функцию утопической реальности, в которой эта ошибка отсутствует.
А теперь приступаем к основной части интервью!
1) Привет! Твой проект был создан в 2006 году, если я не ошибаюсь. Что это был за период в твоей жизни? Я знаю достаточно интересных музыкантов, говоривших, что на творчество их вдохновляли разочарование, упадок душевных сил и депрессия. В твоем случае старт музыкальной карьеры был аналогично спровоцирован какими-то печальными событиями?
t_404: В моём случае как раз наоборот — старт проекта пришёлся на душевный подъём, вызванный, главным образом, впечатлением от серии регулярных индустриально-ритмикнойзовых вечеринок Tanzfront. Проникнувшись их атмосферой и запалом, мне захотелось внести и свою лепту, тем более, что rhythmic noise в то время у нас практически не был представлен локальными артистами.
2) В детстве тебе приходилось слушать музыку, которая настолько прочно закрепилась в твоем подсознании, что продолжает вызывать яркие эмоции и по сей день? Возможно, это была даже не музыка, а какой-нибудь рандомный шум. Отмечал неоднократно в своих интервью, что особенно интересно задавать этот вопрос именно индустриальщикам, потому что в подобном творчестве на первом плане механические (машинные), синтетические, компьютерные, роботизированные и прочие нечеловеческие звуки. Не исключено, что тут есть некая связь.
t_404: Если говорить о музыке, то одной из первых записей электронной направленности, которую я услышал в детстве, была кассета Биоконструктор "Танцы по видео". И, надо сказать, я её до сих пор с удовольствием переслушиваю. Прям ту самую кассету, благо, неплохо сохранилась, "с шумом ленты". Пожалуй, этот самый кассетный шум и есть главный шум моего детства.
3) Какие у тебя были музыкальные вкусы в подростковом возрасте? Как вообще состоялся твой личный "приход" в столь милый нашим электронным сердцам мир (пост)индастриала? Старший товарищ дал послушать отцов Front Line Assembly на кассете или случайно сам?
t_404: Непосредственно до увлечения (пост)индустриальной музыкой я довольно активно интересовался электронным хардкором / габбером. Но довольно быстро мне всё это начало наскучивать: сказывалось однообразие в ритмах, музыке, идеях, практически полное отсутствие вокала и текстов. В общем хотелось чего-то более интересного и осмысленного. Переломный момент произошёл, когда я случайно приобрёл аудиокассету группы Танцы На Воле "Пластик" в ларьке рядом с метро — понравилась обложка и то, что это был наш электронный проект. Услышанное меня очень впечатлило. Ну, а дальше уже всё было практически как ты описал: брат выменял у знакомого несколько кассет, среди которых оказалась как раз Front Line Assembly "FLAvour of the Weak", я узнал о том, что такое industrial/EBM (с rhythmic noise познакомился уже гораздо позднее) и окончательно укрепился в понимании, что это моё.
4) Есть ли такие группы, про которые можешь сказать, что это твои фавориты на все времена?
t_404: Скорее, это будут отдельные альбомы или даже треки, т.к. большинство музыкантов периодически меняют своё звучание. И я прекрасно понимаю их как музыкант (сам так постоянно делаю), но как слушателю мне, конечно, хотелось бы, чтобы, например, Velvet Acid Christ всегда оставался в индустриальном трансе, Evils Toy не переименовывались в T.O.Y. и продолжали играть EBM, а Mlada Fronta всё также запускал химические реакции в мозгу с помощью своих шумозвуковых оксидов и диоксидов.
5) Расскажи, пожалуйста, подробнее о процессе создания музыки. Что для тебя стоит на первом месте, как рождается композиция? Ты доверяешься импровизации, творческому хаосу? Либо у тебя есть определенный алгоритм (как в математике), по которому ты неизменно работаешь?
t_404: Алгоритма как такового нет. Бывает, что сажусь с конкретной задумкой и её целенаправленно реализую, а бывает, просто бесцельно экспериментирую в поисках звучания, которое зацепит. Нередки и ситуации, когда полученный результат меня не устраивает, и трек откладывается в долгий ящик, что называется, "до лучших времён". Потом, спустя некоторое время, я к нему возвращаюсь и перерабатываю, зачастую настолько, что от начального варианта ничего толком и не остаётся.
6) Какое оборудование ты обычно используешь для написания треков? Как считаешь, обязательно ли (пост)индустриальному артисту искажать вокал, чтобы композиция звучала максимально синтетически и злобно?
t_404: Обычно в домашне-студийной работе всё делаю на компьютере, хотя есть задумки поработать и с железом. Насчёт вокала: это зависит как от самой музыки, так и от голоса. У меня нет особых вокальных данных, да и в ту музыку, которую мне интересно писать, интереснее вписывается именно обработанный вокал (я предпочитаю вокодер), выполняя роль, скорее, ещё одного инструмента.
7) Для справки, про злость. Я вот, к примеру, не считаю такого рода музыку именно злой. Речь идет про "электронику без души", конечно же. Она ведь, скорее, безразлична к человеку, верно? Как ты обозвал бы то настроение, что свойственно истинному электро-индастриалу?
t_404: Я не считаю её ни злой, ни безразличной. Вообще здесь нельзя говорить в целом, разные музыканты генерируют разные эмоции и посылы. Мне нравятся меланхоличные настроения, часто присущие такой музыке, в ней зачастую как раз и можно найти ту самую душу.
8) Раз уж заговорили про электро-индастриал, то поделись мнением относительно этого любопытнейшего канонизированного жанра. Есть любимчики в этом стиле? Смог бы назвать ТОП-5? К слову, электро-индастриал в большей степени всё-таки специфическая философия, согласен с этим тезисом?
t_404: В отношении электро-индастриала я придерживаюсь той же позиции, что и Дмитрий Толмацкий в своём "Industrial culture extented FAQ", где он говорит о том, что это просто синоним EBM, более распространённый в США. То есть я не рассматриваю это как отдельный жанр или, тем более, как какую-то философию — просто не вижу разницы. Это как с aggrotech, hellectro и прочими суррогатами от дарк-электро, различия между которыми зачастую не могут внятно объяснить даже сами классифицирующие. То, что разные EBM-коллективы могут звучать абсолютно непохоже друг на друга — это как раз именно то, к чему следует стремиться (и с чем, например, сейчас большие проблемы в том же dark electro), поэтому не вижу смысла плодить новые сущности. ТОП 5 — это, конечно, очень мало, поэтому просто перечислю 5 любимых альбомов навскидку (помимо уже упомянутых в предыдущих ответах):
Dismantled — Dismantled
Dark Illumination — Dead Planet
Dead When I Found Her — Rag Doll Blues
Front 242 – Mut@ge. Mix@ge
Mentallo & The Fixer – Burnt Beyond Recognition
9) Постепенно вот подобрались к философским концептам. У тебя указано в графе "мировоззрение", что ты исповедуешь Кибер-Буддизм. Можно ведь так сказать? Это вера? Или ты, используя свое креативное мышление, слепил себе такую идеологическую скульптуру, которая отвечает всем твоим персональным запросам касаемо смысла жизни и прочего?
t_404: Как ты уже заметил, графа называется мировоззрение, поэтому тут уместнее говорить о философии, а именно о философском переосмыслении положения буддизма в современном мире и его вероятном будущем. О том, что я под этим подразумеваю, можно почитать в "Манифесте кибербуддизма" на сайте http://cyberbuddhism.com.
10) В механизме Кибер-Буддизма больше деталей от футуризма или древних буддийских духовных учений?
t_404: Я стараюсь соблюдать баланс, но периодически одна из чаш с деталями может перевешивать.
11) С философской точки зрения, человек является ошибкой, нашей цивилизации не должно было быть? Или же мы во Вселенной, напротив, выполняем некую великую священную миссию?
t_404: История не терпит сослагательного наклонения. В любой эволюции, вероятно, присутствует некий элемент случайности, но такая уж ли это прям случайность? И даже если бы люди не были такими, какими мы сейчас являемся, были бы какие-нибудь другие развитые организмы? Сейчас это уже не имеет никакого значения. Важно то, что всё движется и развивается и дальше, и мы в том числе, и, если у нас и есть какая-то миссия, то это, извините за прямоту — не просрать то, к чему мы уже пришли, по человеческой глупости и эгоизму. Чтобы потом не начинать опять сначала по кругу. А лучше, как бы банально это ни звучало, сделать этот мир ещё гармоничнее. Не для себя — для всего, что есть и будет.
12) Как ты думаешь, трансгуманизм, генная инженерия, крионика (между прочим, в прошлом году криобиологи оживили находившихся в 30-летней заморозке тихоходок), нанотехнологии и все остальные достижения передовой научной мысли обязаны восторжествовать, т.е. это вопрос времени, либо неразумное человечество обречено на постепенную деградацию и неизбежное вымирание?
t_404: Технологии — это ещё и ответственность, и чем технологии совершеннее, тем этой ответственности больше. Технологии могут как подтолкнуть нас к очередному важному эволюционному скачку и изменить жизнь к лучшему, так и уничтожить. В руках одного человека это может быть инструмент развития и совершенствования, другого — оружие (само)убийства. Прогресс неизбежен, главное, не потерять в нём самих себя.
13) У (пост)индустриальной/готической сцены, на твой взгляд, есть будущее? Внутри неё появляются свежие концепты, задумки, идеи? В России, на твой взгляд, она есть хоть в каком-то, пусть самом скромном виде?
t_404: Будущее — в наших руках. У нас, безусловно, есть своя индустриальная и готическая сцена, но она довольно немногочисленна и разрозненна, кроме того, не блещет особым разнообразием, имея в виду нынешнее тотальное засилье однообразного dark electro в ущерб многим другим постиндустриальным стилям, тому же EBM и rhythmic noise. Поэтому я вижу будущее в интеграции с другими музыкальными сценами и жанрами. Сейчас, например, наблюдается некоторый интерес к индустриальному и EBM-саунду со стороны техно: на техно-рейвах можно запросто услышать хиты Skinny Puppy и ранних X-Marks The Pedwalk; Esplendor Geometrico и Clock DVA приглашают на мероприятия ARMA17; в Москве есть даже целые серии вечеринок Discipline и Joy, где EBM и различные формы индастриала (и даже нойза) уже вполне традиционно соседствуют с техно и прекрасно воспринимаются местной аудиторией.
14) Ты слушаешь классическую музыку? Если да, то кто из академических композиторов оказал на тебя наибольшее влияние?
t_404: Классической музыки я вдоволь наслушался в период моего обучения в музыкальной школе и, если честно, желания к ней возвращаться сейчас практически не возникает. Тем не менее, мне нравятся некоторые современные композиторы, музыка которых близка к классической по форме (в основном это саундтреки), такие как Zbigniew Preisner и Kenji Kawai.
15) Лучшие киберпанк-фильмы, которые ты видел и советуешь посмотреть всем ценителям жанра.
t_404: "Нирвана" Габриэля Сальватореса и, конечно, полнометражные аниме "Ghost In The Shell" Мамору Осии.
16) Какую лит-ру ты предпочитаешь? Научно-фантастическую? Как пришел к тому, что сам решил написать книгу?
t_404: В последнее время читаю больше публицистику и (около)научную литературу, в частности, ту, что может быть полезна для развития концепции кибербуддизма. Например, из недавнего прочитанного — "Дао Физики" Фритьофа Капры. Что касается собственной книги ("Buddha 2.0. Просветлённая сеть", подробнее — http://cyberbuddhism.com/buddha-2-0), то изначально я планировал написать скорее небольшой концептуальный "буклет" к альбому Buddha 2.0 и просто хотел зафиксировать некоторые накопившиеся интересные, на мой взгляд, идеи и мысли из разных источников, попытавшись ещё и увязать их с кибербуддизмом. Однако, в процессе написания всё это начало обрастать новыми подробностями и завязками, и со временем стало понятно, что получится уже целая книга.
17) Самая красивая песня была спета... кем? Твой трек "Only Love" посвящен конкретной женщине или ты поешь об абстрактном лирическом образе?
t_404: Как я уже писал, трудно мыслить "единичными" категориями в вопросах музыки, поэтому будет опять "одна из" навскидку: Black Canvas – "Blindfold". "Only Love" — просто лирическая история с лёгким киберпанковским налётом.
18) Пора заканчивать наше интервью. Что ты хотел бы пожелать слушателям и читателям.
t_404: Всего доброго, хорошего настроения и здоровья.
#post_industrial #electro_industrial #dark_electro #rhythmic_noise #ambient #trance